Еколог пояснив, чому Україні потрібно відновити Каховську ГЕС
Уже через несколько дней будет годовщина подрыва российскими оккупантами Каховской ГЭС на Херсонщине. Многие задаются вопросом, нужно ли вообще восстанавливать водохранилище после такого разрушения. Свое мнение высказал декан факультета биологии, географии и экологии Херсонского государственного университета, профессор Игорь Пилипенко для НВ.
"Конечно, мы, ученые, хотели бы, чтобы восстановился Великий Луг; чтобы Днепр был чистый и богатый, чтобы он свободно тек к своему устью и стал таким, как 100 лет назад. Но так получилось, что от воды Каховского водохранилища зависело от 2 до 4 млн человек. В течение 70 лет его существования на этих территориях была вода, теперь воды нет, а люди со своей инфраструктурой и системой хозяйствования остались", - объяснил специалист.
По его словам, в таком случае ставить Днепр на первое место неправильно. Прежде всего стоит думать о людях, замечает Пилипенко, ведь после подрыва Каховской ГЭС больше всего пострадала не природа, а человек.
Также он рассказал, как восстанавливается природа после экологической катастрофы. Профессор отметил, что это происходит быстрее, чем прогнозировалось.
"Возможно, ее развитие совпало с условным пиком весны-лета, и поэтому восстановление на определенных участках Каховского водохранилища происходит достаточно быстро. Но нужно понимать: оно не останется таким, как сейчас. Более того, мы еще не видели настоящих паводковых режимов, которые отрегулируют рельеф, гидрологию бывшего ложа водохранилища", - считает Пилипенко.
Эколог отметил, что после того, как закончится становление рельефа, который будет похож на систему островов и плавней нижнего Днепра, сформируются участки водной и околоводной растительности, которые частично будут затапливаться и будут оставаться суходольными, однако будут испытывать постоянное сезонное влияние весенней большой воды и осенней низкой воды.
"Эти наблюдения касаются прежде всего русла Днепра вдоль правого берега. Относительно левобережья мы не можем делать достоверных выводов, потому что банально не имеем возможности полноценно наблюдать за той территорией. Но благодаря случайным видео, которые попадают в сеть, можно сказать, что природа на левом берегу развивается в условиях застойной воды, которая осталась в широких руслах бывших проток, плесов и реки Конки. Поэтому там природа восстанавливается не так активно", - подчеркнул эксперт.