• Реальный курс валют в Измаиле
    Понедельник 21 января

    Валюта

    Покупка

    Продажа

    USD $

    27.80
    =
    28.10
    =

    EUR €

    31.50
    =
    32.00
    =

    RUB ք

    0.390
    =
    0.410
    =

О людях нашего пароходства (фото)

11 января в 10:16
О людях нашего пароходства (фото)

Владимир Николаевич Поперечный — легенда отечественного дунайского торгового судоходства. Он был эталоном флотского офицера, старейшиной дунайских капитанов.
В Русском Дунайском пароходстве, основанном в 1903 г., о деятельности которого писал «Дунаец» неоднократно (и ниже в нашей группе есть статья о РДП), начали свой путь многие дунайцы, работавшие на Дунае и до 1917 г. , и после Второй мировой войны. Среди них был и Владимир Николаевич Поперечный, прибывший на Дунай в 1944 г. и широко известный старшему поколению работников УДП как капитан пассажирского теплохода «Белинский». А до «Белинского» прошло более шестидесяти лет жизни, из которых почти сорок два года были отданы морю. 
Но начнем по порядку. По месту рождения В.Н. Поперечный — одессит, украинец. Отец работал на заводе РОПиТа, которому позже было присвоено имя Андре Марти.
15- летний Володя Поперечный плавал уже в 1910 г. на пароходе в должности камбузного мальчика- была такая. Через два года он уже учился на матроса в команде парохода «Николай», а матросом стал лишь в 1913 г. - целый год учебы потребовался, чтобы его признали достойным низшего звания на флоте. Разве это сложно? А между тем, вам любой боцман скажет, что на квалифицированном матросе, т. е. на человеке умеющем делать на палубе буквально все, держится судовое хозяйство. И все капитаны выросли из матросов.
В годы Первой мировой войны Владимир Николаевич был матросом на знаменитом пароходе «Император Петр Великий». На нем же в 1917 г. стал членом профсоюза моряков, принял участие в революционном движении на Черноморском флоте. В годы гражданской войны жил в Севастополе, работая на том же судне, на котором был избран председателем прафкома и членом Центрофлота.
Владимиру Николаевичу шел уже 24-й год, когда он решил, что надо учиться. Год отдал физико- математическим курсам, но понял, что это не его дело. И в 28 лет получил диплом судоводителя, окончив Одесский морской техникум. Вот с того 1923 г. начался его не очень короткий путь к званию капитана. Вплоть до начала Отечественной войны он плавал в помощниках капитана различного «достоинства» и капитаном. На теплоходах Черноморского морского пароходства побывал в портах Турции, Египта, Греции, Бельгии, Голландии, Германии, Англии, Индии.
Война застала его на теплоходе «Пестель». Судно перевозило военное снабжение. На его капитанском мостике во время одного из налетов фашистских самолетов В.Н. Поперечный получил тяжелую контузию. Списали на берег для лечения. Его болезнь помешала семье эвакуироваться, так и провел годы оккупации в Одессе, нигде не работая. А когда родной город был освобожден, он стал капитаном вспомогательных судов Дунайской военной флотилии, на которых прошел по всему Дунаю.
Только в 1948 г. вернулся Владимир Николаевич к морскому торговому флоту. В одной из характеристик, хранящихся в личном деле капитана, написано, что за время его работы капитаном порта Килия (1948-1950 гг.) аварий на акватории порта не было. Иногда моряк уходил в рейсы: Так, под его руководством буксировщик «Вятка» работал с танкерами на линии Измаил- Херсон. Судно не вполне отвечало существовавшим требованиям, но экипаж старался и плановые задания даже перевыполнялись.
В мае 1952 г. произошло долгожданное: Владимир Николаевич получил нагрудный знак капитана дальнего плавания. Рекомендации для открытия визы на загранплавание беспартийному В.Н. Поперечному дали коммунисты старший механик С.П. Кирпичников, знавший его по совместной работе с 1924 г., и старший механик Г.А. Нечитайло, познакомившийся с Владимиром Николаевичем немного позже- в 1932 г.
В 1958 г. в состав пассажирского флота СДГП вошел т/х «Белинский». Он начал совершать рейсы на Одессу. Кстати, большая часть рейса приходилось на ночное время. Бессменным капитаном его стал Владимир Николаевич Поперечный. Ему было уже почти 63 года. Он был всегда подтянут, аккуратен, неизменно вежлив , тактичен в отношении с подчиненными.
Очередную проверку знаний пришлой пройти в 1968 г.- в возрасте 73 лет. В комиссии сидели дунайские «волки»: капитаны В.М. Соловьев, А.Г. Гриненко, А.Г. Ширяев и Н.Г. Пискунов. Они высоко оценили уровень знаний коллеги: десять пятерок и семь четверок получил Владимир Николаевич.
Многолетний опыт капитана плюс его постоянная работа над собой служили своеобразным компасом для экипажа. Одним из первых экипаж «Белинского» стал работать рентабельно. 
Пассажиры отмечали порядок, чистоту на судне, прекрасное обслуживание, какую-то особую атмосферу уважения к человеку, ступившему на его борт. Работой экипажа, личностью капитана интересовались не только местная пресса. Иногда в Измаил приезжали «звезды» журналистики, работники кино и телевидения. Они с благодарностью отзывались об экипаже, с которым ехали от и до Одессы и старались лично познакомиться со старейшим и уважаемым капитаном нашего пароходства.
В 1960 г., к 50- летию службы Владимир Николаевич был награжден орденом Знак Почета, а звание «Почетный работник морского флота» он получил в 1967 г. «За активное участие в развитии и укреплении морского транспорта . Так же он награжден знаком «Ветеран СДП» и многочисленными грамотами и благодарностями.
Владимир Николаевич написал заявление об уходе на пенсию только спустя месяц после своего 79- летия. Когда в 1983 г. отмечалось столетие пароходства «Князь Юрий Гагарин и Ко», Владимир Николаевич прислал свое поздравление дунайцам. В нем были такие строки : «Будьте все счастливы встретить 2000 год в добре и благополучии на нашей старой мудрой планете»!Из воспоминаний Л. Трашина : «С большим удовольствием писал я портрет самого известного в 60-70 годах капитана т/х «Белинский» Владимира Николаевича Поперечного. Позировал он мне всего три дня. Было очень интересно с ним беседовать в это время. Он был живой энциклопедией по различным вопросам. Страстно любил живопись. У него было немало работ знакомых ему художников. Сам писал в основном пейзажи. Это были по сути миниатюры- маленькие картины понравившихся уголков природы.
Когда я работал он часто повторял : «Ни в коем случае не рисуй морщины!». Ему было уже 70 лет, но душой и разумом продолжал оставаться молодым- красивым своим внутренним, духовным миром, не желая смириться перед временем, оставляющим следы на внешности. Это был очень умный человек, с хорошим развитым чувством юмора.
После окончания работы он подарил мне книгу о Дрезденской галерее на немецком языке с великолепными иллюстрациями. «Моряку- художнику Леониду Петровичу Трашину с чувством глубокого уважения. Капитан Поперечный. 10.02.76 г.»- эта надпись, как и книга, мне очень дорога.» Эта картина до сих пор хранится в фондах музея УДП.(«Дунаец» Александра Савина. Из архива музея для группы «Музей Украинского Дунайского пароходства»).

Источник: Типичный Измаил

Загрузка...