• Реальный курс валют в Измаиле
    Пятница 14 декабря

    Валюта

    Покупка

    Продажа

    USD $

    27.80
    27.95

    EUR €

    31.40
    31.70

    RUB ք

    0.400
    =
    0.415
    =

Най-Днепр-Волга (фото)

16 ноября в 15:59
Най-Днепр-Волга (фото)

 

Об этом старом теплоходе в пароходстве вспоминают, как об очень далеком прошлом, почти как о легенде. В 1955 г. на верфи г. Варнемюнде (Германия) спустили на воду новое, десятое по счету, судно «Белинский». Пассажировместимостью 230 человек. По некоторым данным, изначально судно предназначалось для Камского речного пароходства. Однако в Советском Дунайском пароходстве «оголилась» пассажирская линия Измаил-Килия-Вилково-Одесса, на которой долгое время работал старый паровой колесник «Киев» 1890 г. постройки. В 1954 г. «Киев», по приказу министерства был передан в Азовское морское пароходство , поэтому срочно требовалось найти замену, и в Варнемюнде получать новый «Белинский» уехал наш, дунайский экипаж. 
После приемки судна комиссией советского Дунайского пароходства , «Белинский» перегонялся на Дунай не через внутренние водные пути СССР, как это практиковалось, а в одиночном плавании вокруг Европы- через Северное море, Бискайский залив, Атлантический океан, Средиземное и Черное моря- покрыв во время перехода до Измаила расстояние 4000 морских миль. Специальным решением коллегии Министерства морского флота СССР «Белинскому» было разрешено перевозить пассажиров между портами Измаил — Одесса только при благоприятной погоде с 15 апреля по 15 октября. 
27 апреля 1956 г. новое судно вышло в первый рейс по линии Измаил — Килия — Вилково — Одесса — Очаков — Николаев. Первый заход судна в Одессу обошелся не без курьеза. Теплоход поставили к грузовому причалу, где выполнялись перегрузочные работы, и пассажиры вынуждены были перелезать через леерное ограждение на соседнем судне и пробегать под пылящими грейферами, которые выгружали цемент из открытых трюмов. В следующем году, ввиду отсутствия пассажиропотока, конечным пунктом назначения стал порт Одесса. В целом, судно работало на этой линии 22 года.
Практически бессменно в эти годы судном командовал прославленный морской капитан В.Н. Поперечный. Начав в 1910 г. в возрасте 15 лет с должности «камбузного мальчика» (была и такая) в 1924 г. Владимир Николаевич стоял уже на капитанском мостике. На судах Черноморского морского пароходства капитану довелось побывать в портах практически всего мира, выполнять «огненные рейсы» войны в качестве капитанов судов Дунайской военной флотилии пройти по всему Дунаю. «Белинский» достался ему «под начало» уже на седьмом десятке лет.
Помимо «одесских» рейсов, в те годы «Белинский» ходил на доковый ремонт в Варну (Болгария). В один из таких ремонтов, на судно пришли капитаны крупнейших в то время в Черноморском пароходстве пассажирских теплоходов.: «Россия», «Грузия» и «Украина», которые также в это время находились в Варне. Сорока, Гогетидзе, Письменный- их имена и сейчас известны многим морякам. Наставником этих капитанов был в свое время Владимир Николаевич поперечный. «А-аа, мальчишки мои пришли» - улыбнулся капитан. Орденоносные «мальчики» при этом , приветствуя «своего» капитана , встали со своих мест и вытянулись по струнке. 
В 1962 г. , после вступления в строй морских пассажирских судов «Колхида» и «Осетия», а также малых пассажирских судов типа «Алупка», линия стала обслуживаться этими судами и в зимний период, поскольку с октября по март- в период зимних штормов «Белинскому» работать на морском участке было запрещено. 
В 1978 г. , когда от Измаила до Одессы начали ходить новые суда на подводных крыльях - «Кометы», специально построенные для работы в морских условиях, «Белинский», с уменьшенной до 115 человек пассажировместимостью , стал на новую туристическую линию «Измаил — Галац — Джурджу — Русе — Белград — Измаил». В эти же годы, экипаж «Белинского» оказывал шефскую помощь одной из школ болградского города Русе. Это, кстати, было «добровольной обязанностью» доя всех судов загранплавания советского Дунайского пароходства — крепить дружбу с братскими народами. Некоторые буксиры СДП даже были награждены медалями этих стран, а само пароходство было награждено Орденом Дружбы народов, который по сей день хранится в музее пароходства. 
Поскольку «Белинский» изначально проектировался для российских рек, дунайское ограничение по габаритной высоте и осадке позволяли ему работать лишь до Белграда. 
5 марта 1983 г. теплоход передается киевскому производственному объединению «Октава». Специалисты объединения, приехавшие принимать судно, были удивлены прекрасным состоянием , в котором находилось все судовое хозяйство. Началась новая страница в жизни судна. «Белинский» перегоняется на Днепр и используется в качестве плавучего дома отдыха для работников объединения на маршрутах от Киева до морского порта Скадовск и санатория объединения, находившегося в Крыму, близ поселка Черноморское. Но судно не распрощалось с Дунаем навсегда, регулярно наш бывший теплоход посещал Измаильский СРЗ для докования и ремонта. 
К сожалению, развал Советского Союза отразился и на судьбе судна. Производственное объединение не могло позволить себе роскошь иметь свое судно — и теплоход «пошел по рукам». Как и многие пассажирские суда. 90- е годы «Белинский» провел сложно. Периодически, то отстаиваясь, то совершая непродолжительные рейсы, за более чем десятилетний промежуток времени, теплоход успел сменить нескольких владельцев, которые, хотя и не смогли вернуть его к нормальной жизни, но с другой стороны, не позволили ему окончательно умереть. Последним хозяином «Белинского» стал украинский банк «Надра», которому это судно досталось в уплату долга от почти погибшего производственного объединения. 
И вот на 48 году, «Белинский» вступил в новую фазу своей жизни. Осенью 2003 г. теплоход был приобретен московской туристической фирмой «Агидель-круиз». После подъема на слип и небольшого ремонта на Киевском ССРЗ, «Белинский» в середине ноября вышел из заводского затона и направился вниз по днепру к Черному морю и далее на Волгу. 1 декабря 2003 г., приблизительно в 17 часов, теплоход благополучно прибыл в затон Жуковской БТОФ- к месту своей новой приписки.
Словно подтверждая свою линию необычной судьбы- жизнь нашего теплохода у новых владельцев также оказалась неординарной. (Алексей Семин 2005 г. ). 
(Подготовила Елена Корнева из архива музея УДП для группы «Музей Украинского Дунайского пароходства».)

 

Загрузка...