• Реальный курс валют в Измаиле
    Пятница 16 ноября

    Валюта

    Покупка

    Продажа

    USD $

    27.80
    =
    27.95
    =

    EUR €

    31.30
    =
    31.70
    =

    RUB ք

    0.400
    =
    0.410
    =

Из истории припортового района

6 ноября в 14:22
Из истории припортового района

Завершаем публикацию материалов Анатолия Каминского об истории припортового района Измаила.

Морской торговый порт
Измаильский порт был основан в 1813 г. Его деятельность началась в составе Измаильского карантина. 
Располагался он на берегу Дуная, отделялся от города каналом, а соединялся с ним одним мостом, на котором находилась вооружённая охрана.
Сохранились описания устройства и деятельности карантина и порта: «Нагрузка на суда в измаильском порте производится вверх по Дунаю, на разстоянии от карантина около двух вёрст, за устьем речки Репиды и, впереди военной брандвахты, посредством перевозных судов, как то: лодок, паромов, крылашей и тому подобных… При порте была открыта и вамская контора». С 1813 по 1816 гг. пошлин с судов было собрано 100 тыс. руб. В 1826 г. Измаильский порт посетили 156 двух- и трёхмачтовых судов разных стран.
В 1828 г. по обращению всех сословий города к императору Николаю I Измаильскому порту как первенствующему в Бессарабии указом Сената от 6 октября были дарованы свобода торговли, льготы на 25 лет, начиная с 1829 г., а городу назначено отчисление десятой части таможенного дохода сроком на 25 лет. Территория карантина и порта достраивалась до 1843 г. Загружать суда стали и в карантине.
Основным товаром вывоза являлась пшеница. В 1851 г. её было вывезено 340 тыс. четвертей  (68 тыс. т). В последние десятилетия XIX в. порт посещали до 500 судов в год. К этому времени причальная линия порта составила 157 саженей (335 м).
На каменной набережной, построенной в 1892 г., находились причалы для иностранных, российских судов, для судов Русского Дунайского пароходства (после 1903 г.), пристани для военных кораблей, рыбнадзора, рыбаков и барж. Однако здесь не было хлебных амбаров (карантинные меры). 
Суда, приходившие в порт, обслуживала артель возчиков, доставлявших зерно из 115 амбаров в го-роде. К порту вели четыре мощёные булыжником улицы: Пароходная, Хотинская, Кишинёвская и Красивая. Все грузовые работы выполнялись вручную. Так, артель грузчиков в день могла погрузить 6 тыс. пудов зерна и до 4 тыс. кубов леса. В урожайные годы через порт проходило до 6 млн пудов зерна (96 тыс. т).
С 1918 по 1940 г. и с июля 1941 по август 1944 г. наш край находился под властью оккупантов. После освобождения Измаила в порту с помощью военной инженерной части в течение трёх суток портовики перешили колею железной дороги, отремонтировали трофейные вагоны, поставили паровоз на рельсы. Это позволило доставлять грузы со станции в порт. Погрузка на суда производилась вручную, первые механизмы появились только к концу 1944 г. В течение первой недели после освобождения города в порт приняли более 700 человек. 24 августа и.о. начальника порта был назначен Г. Мельничук, а 18 сентября начальником утвердили К. Боженко.
До 1 января 1945 г. все советские порты на Дунае подчинялись Черноморскому пароходству. Потом их передали на баланс Советского Дунайского государственного пароходства.
В 1945 г. СНК СССР принял постановление «О реконструкции и развитии портов Измаил и Рени», 
создании судоремонтной базы Наркомморфлота на Дунае». Среди мероприятий постановления некоторые вызывают интерес: «Выделять ежедневно для строительных работ по Измаильскому порту 500 солдат и 30 автомашин из состава дислоцированной в Измаиле тяжёлой понтонной бригады; организовать лагерные отделения военнопленных в г. Измаиле на 2000 человек для строительства порта и в г. Килия на 1000 человек для строительства судоремонтного завода; сохранить лагерь военнопленных в г. Рени с контингентом 500 человек и переключить его на работы по строительству порта…».
В послевоенные годы порт построил в начале ул. Кишинёвской мехмастерские, электростанцию на 500 кВт, санпропускник и баню. А на улицах Кутузова и Хотинской – барак для грузчиков и общежитие для малосемейных (с 1969 г. в здании разместились отдел кадров и РКО пароходства). В то же время были построены деревянное здание морвокзала, клуб и детский сад.
До конца 1960-х гг. территория порта была небольшой. В восточной его части находился склад, где работники порта и пароходства получали на зиму уголь и дрова, а с северной стороны – промбаза треста «Черноморгидрострой». В начале ул. Пароходной размещалась автобаза порта (более 200 машин), которая обслуживала весь морехозяйственный комплекс.
Особенно много машин заказывали «Торгмортранс», РСУ и ЖКО пароходства и строители порта. На автобазе имелось более десятка машин-ассенизаторов. До 1967 г. в городе не существовало центральной канализации, и возле всех многоэтажных домов, из которых большая часть принадлежала пароходству, строились выгребные ямы, которые по выходным и в ночное время нередко переполнялись. 
В 1944-1945 гг. через Измаильский и Ренийский порты шли воинские и репарационные грузы, а также пшеница для Югославии. Потом открылась рудная линия. Из Николаева железную руду доставляли в Измаил морскими баржами и выгружали на 7-8 причалах. Здесь же высились горы угля для металлургической промышленности. В 1965 г. руду стали выгружать на территории нынешнего морвокзала, а после постройки II погрузрайона – там.
Сейчас уже мало кто помнит, что в конце 1950-х гг. в порт шла из Болгарии в деревянных бочонках пульпа (фрукты и ягоды, переваренные без сахара) для кондитерских фабрик. Иногда места не хватало, и её складировали на ул. Портовой между ул. Хотинской и Пароходной.
В 1958 г. в Измаил пришли построенные для СДГП два морских сухогруза – «Кременец» и «Заярск», потом – т/х «Такели». Это были первые суда пароходства, начавшие перевозку грузов между морскими портами Дуная, Чёрного, Азовского, Средиземного, а также Красного морей.
В 1970-1980-е гг. Измаильский порт называли золотым дном. При тотальном дефиците в стране его склады были забиты различными товарами. После развала СССР порт опустел. Ныне с городского пляжа видно, что краны не работают, а у причалов стоят в лучшем случае од-на-две баржи или одно судно.
 
Микрорайон элеватора
В конце 1930-х гг. в портах Рени, Измаил, Килия, а также на ж/д станции «Сарата» началось строительство элеваторов по проекту румын-ского архитектора Ф. Рутта.
В 1940 г., когда освободили Бессарабию, измаильский портовый элеватор находился в начальной стадии строительства, и был достроен только в годы Второй мировой войны.
В начале 1960-х гг. на пустыре, на углу улиц Портовой и Красивой, элеватор построил склады для хранения зерна.
Н. Хрущёв после визита в США решил перегнать Америку по выращиванию кукурузы и дал указание посадить её даже на Севере. 
На Измаильщине собирали богатый урожай и возили его на элеватор днём и ночью (в початках). Вся территория была завалена кукурузой, и её стали разгружать в решётчатые загородки прямо на ул. Портовой. Со временем элеватор стал мал для хранения зерна, и в 1970 г. к нему пристроили новую часть. 
На территории между элеватором и столовой порта размещалась служба материально-технического обеспечения пароходства (СМТО). В 1962 г. были построены большой двухэтажный склад и админздание. СМТО обеспечивала флот и береговые подразделения всем необходимым и имела свой небольшой флот: несколько самоходных барж типа «Север» и судно «Снабженец». После развала СССР службу сократили, территорию передали порту, а админздание снесли. 
Такая же участь постигла и столовую порта. До 1990-х гг. там можно было пообедать за 70-80 копеек, а хлеб был бесплатным. Не стало «Торгмортранса», а участок, где была столовая, передали порту. 
Анатолий КАМИНСКИЙ, измаильский краевед.
 
Загрузка...