• Реальный курс валют в Измаиле
    Пятница 16 ноября

    Валюта

    Покупка

    Продажа

    USD $

    27.80
    =
    27.95
    =

    EUR €

    31.30
    =
    31.70
    =

    RUB ք

    0.400
    =
    0.410
    =

Тайны и легенды Измаила. Часть 17: руины третейской справедливости, чугунные знаки времени и морские ворота города

5 ноября в 16:57
Тайны и легенды Измаила. Часть 17: руины третейской справедливости, чугунные знаки времени и морские ворота города

Карты: Крепость Измаил, 1771 год

Эта старая карта Измаила взята из источника, который носит название «План предприятия генерал–майора Вейсмана за Дунаем на неприятельские лагери при Сомове, Тульче, Исакче и на Визирский лагерь при Бабадахе, произведенный в действо с 20 по 27 число октября 1771 года». 

Военной разведке всегда уделялось особое внимание. Судя по этой и остальным картам из источника, генерал–майор Вейсман специально описывал высоты, речки, овраги и другие детали, важные для успешного ведения военной кампании. 

Тайны и легенды Измаила. Часть 17: руины третейской справедливости, чугунные знаки времени и морские ворота города

Izmailurbanturizm: Руины третейской справедливости 

Хозяин этого старинного особняка в своё время (да и сейчас, наверное) был хорошо известен в бизнес-кругах Измаила и даже продвигал когда–то модную в городе тему третейского суда. Но дела у третейского судьи пошли однажды плохо, потом очень плохо, и он предпочел исчезнуть, бросив своё имущество.

Какое–то время оставленное без присмотра здание сумело простоять, не привлекая к себе ничьего внимания. Но в последние годы в него повадились мародёры, и началось…

В итоге, на сегодняшний день от пафосно–богатого убранства помещений не осталось ничего. Всё, что можно было снять, снято и вынесено. Вскрыты гаражи во дворе, демонтирован фонтан. И уже совсем недавно сняли ворота. Доступ с улицы стал свободным… 

Закрытое от чужих глаз комфортное убежище зернотрейдера и третейского судьи стало проходным двором, мусоркой и общественным туалетом.

Тайны и легенды Измаила. Часть 17: руины третейской справедливости, чугунные знаки времени и морские ворота города

Тайны и легенды Измаила. Часть 17: руины третейской справедливости, чугунные знаки времени и морские ворота города

Тайны и легенды Измаила. Часть 17: руины третейской справедливости, чугунные знаки времени и морские ворота города

Тайны и легенды Измаила. Часть 17: руины третейской справедливости, чугунные знаки времени и морские ворота города

Тайны и легенды Измаила. Часть 17: руины третейской справедливости, чугунные знаки времени и морские ворота города

По следам охотников за сокровищами: Старые тайны копателей

Курганы-могильники Придунавья всегда привлекали внимание кладоискателей. Так было всегда — и сейчас, и сто лет назад, и тысячу. Желающих разбогатеть не может остановить даже страх перед могилами и могильными проклятиями. Практически все курганы, на которых мы побывали, имеют следы старых и недавних раскопок.

У кладоискателей свои предания и приметы. Например, о них рассказывает писатель Владимир Галактионович Короленко в своих дневниках (запись датирована 27 мая 1897 года). В это время Короленко находится в Румынии, где знакомится с двумя профессиональными кладоискателями. Вместе с ними он побывал на кургане, который находится между Кышлыком и Сомовым (всего в 25 км от Измаила по прямой). 

«Кладоискатели–соперники: молоканин и хохол. Хохол роет уже 6 лет, — пишет автор. — Один из кладоискателей жалуется на второго: «Правительство уже на него негодуеть: что–же ты сказал, что знаешь, знаешь, а наконец того ничего не нашёл».

«Иные клады не даются: роешь, вот пришёл до камня, вот он, щупом его найдёшь, — рассказали кладоискатели писателю, — а потом опять щуп идёть у землю, и идёть у землю, значить он утопаеть...»

«А то возьми ты зеркло, и есть такие ребеночки, маленькие, усё видить в земле, — объяснили кладоискатели Короленко. — Положить на земле ето зеркло и сам накроется, чтобы стало темно, и тут ему в етом зеркле засияеть усё, что у земле. Был тут один, дом свой имел, и другой брат у него сапожник. Так им девочка сказала, посмотрела в зеркло: вижу, говорить, что два человека выходять из двери, из каменного подвалу, и ето самое, что они закопали... Ну, и нашли, только не сказують... Я и девушку ту розыскал, и зеркло дал ей. Да она говорить: нет, дедушка, не вижу, кончено. Потому что который человек познал чувство похотения, так вот это самое препятствуеть...»

Тайны и легенды Измаила. Часть 17: руины третейской справедливости, чугунные знаки времени и морские ворота города
Живописный вид с вершины кургана за Першотравневым

Фотоархив: «Чугунные» знаки времени

Утверждают, что в Измаиле самый старый чугунный люк — с ятями в надписи — видели где–то в районе рынка, на Осипенко, но пока мы его не нашли. Возможно, его украли и сдали на металлолом, но мы всё–таки надеемся, что этот старинный люк отыщется.

Тем не менее сегодня мы предлагаем вам фотоподборку люков, которые были установлены в период активного строительства коммунальной инфраструктуры в городе. На большинстве из них есть дата изготовления — это требование действовавшего на то время ГОСТа. 

Тайны и легенды Измаила. Часть 17: руины третейской справедливости, чугунные знаки времени и морские ворота города

Тайны и легенды Измаила. Часть 17: руины третейской справедливости, чугунные знаки времени и морские ворота города

Тайны и легенды Измаила. Часть 17: руины третейской справедливости, чугунные знаки времени и морские ворота города

Тайны и легенды Измаила. Часть 17: руины третейской справедливости, чугунные знаки времени и морские ворота города

Так что, прогуливаясь по городским улицам, обращайте внимание на люки. Возможно, именно вам посчастливится найти самый старый из них. Пока таким рекордсменом является люк, изготовленный в 1959 году. В этом году ему исполнилось 56 лет, но даже почтенный возраст не мешает люку достойно выполнять свою работу.

Фотоархив: Морские ворота Измаила

Эта фотография, украсившая обложку фотоочерка «Измаил», увидела свет в 1976 году. Зданию морвокзала на нём всего 4 года, так как оно было построено в 1972 году. 
Обратите внимание: у причалов стоят суда на подводных крыльях — краса и гордость пассажирского флота Советского Дунайского пароходства. Сегодня, спустя четыре с лишним десятилетия, морской вокзал, всё это время бывший визитной карточкой Измаила, капитально реконструируется. А вот знаменитых «Восходов», «Ракет» и «Комет» у измаильских причалов больше нет...

Тайны и легенды Измаила. Часть 17: руины третейской справедливости, чугунные знаки времени и морские ворота города

Тайны и легенды Измаила. Часть 17: руины третейской справедливости, чугунные знаки времени и морские ворота города

Тайные страницы: Измаильский погром, 1905 год

Конец 1905 года в Российской империи, трудно переживавшей свою первую революцию, стал скорбным временем многочисленных еврейских погромов. Измаил тогда попал на страницы европейской прессы. Популярный еженедельный французский журнал «L’Illustration» в своём номере от 9 декабря 1905 года уделил внимание еврейскому погрому в Измаиле. 

«…фотографии на этой странице свидетельствуют об антисемитских проявлениях, — пишет корреспондент журнала «L’Illustration». — Две из них сделаны с промежутком в несколько часов на одной и той же улице в Измаиле, недалеко от Кишинева. Здесь прошли мародеры и забрали всё, что могло быть ценным». 

Тайны и легенды Измаила. Часть 17: руины третейской справедливости, чугунные знаки времени и морские ворота города

Тайны и легенды Измаила. Часть 17: руины третейской справедливости, чугунные знаки времени и морские ворота города

Фотографии подписаны: «Улица еврейских магазинов после прохождения мародёров. Та же улица, после того как по ней прошли поджигатели». Скорее всего, на снимках изображена нынешняя Садовая. 

Еврейский погром в Измаиле стал реакцией на антимонархические выступления, в которых активно участвовала еврейская молодёжь города. Как и в Одессе, Ростове–на–Дону, Мелитополе и других городах черты оседлости, инициаторами измаильский расправы стали представители крайне правых организаций — черносотенцы. 

Эта тёмная страница истории нашего города почти не изучена, да и не особо афишируется. Для нас, современных измаильчан, представителей многих национальностей, живущих в мире друг с другом, словосочетание «еврейский погром» сегодня звучит словно из какой–то другой, параллельной, реальности — дико и невообразимо.

Источник: timer. Милана Атмажова

Загрузка...