• Реальный курс валют в Измаиле
    Пятница 15 декабря

    Валюта

    Покупка

    Продажа

    USD $

    27.60
    28.00

    EUR €

    32.30
    32.70
    =

    RUB ք

    0.455
    =
    0.465
    =

История благоустройства дунайской набережной и всего района, примыкающего к нашему порту

6 декабря в 17:33
История благоустройства дунайской набережной и всего района, примыкающего к нашему порту

 

Недавно благодаря помощи работников музея Украинского Дунайского пароходства и прежде всего его заведующей Элле Полевой удалось получить немало материалов по теме, которая меня интересовала давно и к которой сумел подступиться только сейчас - история благоустройства дунайской набережной и всего района, примыкающего к нашему порту. Сегодня делюсь своими мыслями на эту тему. Прошу заметить, что на сайте Издательского дома "Курьер", где я работаю, всё это появится не раньше грядущей пятницы!

Лицом - к Европе

Сегодня я расскажу вам о том, как Измаил начал прорубать окно в Европу. Точнее, как с конца XIX века в нашем городе началось оборудование причальной стенки в порту, осуществлялось благоустройство дунайской набережной и всей прилегающей к ней территории. Словом всего того, что ныне и является лицом нашего города, обращённым к гостям, прибывающим сюда морским и речным путями из-за рубежа.
Интенсивное освоение прибрежной зоны в Измаиле после присоединения нашего края к Российской империи началось в 1813 году, когда был образован карантин – прямой предшественник современного морского торгового порта. Однако в первой половине ХIХ века здесь не было ни стационарной причальной стенки, ни благоустроенной набережной, не говоря уже о здании морского вокзала, где могли бы приютиться пассажиры. Словом, несмотря на постоянный рост судозаходов в Измаильский порт и всёвозрастающий его грузооборот, пристани здесь были примитивными и, как правило, временными. Такая ситуация наблюдалась вплоть до последней четверти XIX века. Это как нельзя лучше иллюстрирует снимок той поры.
Первые сколько-нибудь заметные шаги в интересующем нас направлении были предприняты лишь после 1878 года, когда Измаил вновь был возвращён в общеимперское лоно после 22-летнего пребывания в составе Дунайских княжеств. Инициатором работ по обустройству дунайской набережной выступил легендарный городской голова Фёдор Тульчианов. Так в 1892 году в Измаиле впервые появилась каменная причальная стенка длиной около 300 м с пристанями для судов. Финансирование этих работ по решению коммунального совета было осуществлено за счёт городской казны.
К 1910 году на дунайской набережной находились три основные пристани: для иностранных, российских судов и отдельная пристань Русского Дунайского пароходства. 
Поэтапное благоустройство причальной стенки и прилегающих территорий продолжалось до самого начала Первой мировой войны. Немалая заслуга в этом принадлежала измаильским городским головам Иоанну Авраамову и Дмитрию Тульчианову, которые неоднократно выносили вопросы, связанные с обустройством набережной, на заседания коммунального совета. По ним принимались положительные решения, выделялось соответствующее финансирование и велись работы по благоустройству. К примеру, всего за полгода до начала Первой мировой войны, в марте 1913 года, в Измаильский порт был доставлен мощный мотор для укрепления береговой линии сваями. Пожалуй, это был последний дореволюционный опыт подобных работ. 
Вскоре территорию Бессарабии оккупировала Румыния. После этого почти четверть века дунайское судоходство на нижнем участке Дуная находилось в стадии стагнации, поскольку Измаильский порт оказался внутренним портом соседней страны и румынские власти не были заинтересованы в развитии его инфраструктуры, включая вопросы обустройства причальной стенки и облагораживания прилегающей территории. В эти годы порт фактически был превращён в рыбацкую пристань, а часть его оборудования была демонтирована и вывезена в румынский порт Констанцу.
Позитивные изменения стали происходить только после присоединения придунайского края к СССР. И хоть до начала Второй мировой войны советская власть в Измаиле продержалась чуть более года, организация морского транспортного сообщения началась буквально с первых месяцев. Только в период с сентября 1940 года по июль 1941 года измаильскими портовиками были переработаны десятки тысяч тонн народнохозяйственных грузов. А в мае 1941 года первым рейсом из Килии в Измаил пассажирскую навигацию открыл пароход «Советская Бессарабия». Уже в начале июля того же года на страницах областной газеты «Придунайская правда» начальник измаильского порта орденоносец Горгураки рассказал читателям о дальнейших планах развития возглавляемого им предприятия, включая решение проблемы благоустройства набережной. «Вблизи порта будут сооружены жилой дом и столовая, - сообщил руководитель. – У причалов… начнётся строительство речного вокзала, территория порта покроется асфальтом». Однако вскоре эти планы пришлось отложить – у самых границ СССР уже бушевала война.

(Окончание следует)

ФОТО:
• Набережная в Измаиле в конце ХIХ века не имела стационарных причалов
• К 1910-ым годам дунайская набережная в нашем городе оделась в каменное убранство
• Вид города с Дуная. На переднем плане – карантинный канал. Фото начала ХХ в.

 

 

Источник: Измаил: дела давно минувших дней, Игорь ОГНЕВ

 

Загрузка...