• Реальный курс валют в Измаиле
    Среда 03 марта

    Валюта

    Покупка

    Продажа

    USD $

    27.70
    27.90

    EUR €

    33.30
    33.50

    RUB ք

    0.365
    =
    0.375
    =

История застывших парусов

История застывших парусов

Железобетонный парусник – одна из достопримечательностей набережной Луки Капикраяна. А все ли знают, в память о каком событии установлено данное сооружение? Между тем, история, которую мог бы рассказать застывший кораблик, весьма любопытна и увлекательна…

Ноябрьским утром 1983 года на Измаиль-ском морвокзале моросил неприятный дождь, но вся набережная была заполнена людьми. Среди присутствующих был и министр Морского Флота Советского Союза Тимофей Гуженко. В этот день состоялось открытие памятного знака, установленного к столетию начала регулярного торгового судоходства на Дунае. История эта  начиналась почти сто тридцать лет назад с двух тихоходных колёсных пароходов «Ольга» и «Фёдор».

Первый торговый рейс
В 1881 году было утверждено Положение о срочном товаро-пассажирском пароходном сообщении между городами Одесса и Измаил с заходом в Килию и Рени. Эта линия стала предтечей регулярных торговых связей России с придунайскими странами, осуществление которой начал Юрий Гагарин, основатель торгового дома «Князь Юрий Гагарин и К°». Впервые суда его компании выполнили регулярные перевозки на Нижнем Дунае. Он с помощью единственного  принадлежащего ему парохода «Ольга» (названного в честь жены) открыл судоходную линию и стал первопроходцем в установлении дунайской торговли.

Кто они, Гагарины?
Гагарины - русский княжеский род, рюриковичи, принадлежащие к старейшей российской династии, главные ветви которой находились на российском великокняжеском и царском престолах с 862 по 1584 годы. Гагарины относятся к Стародубским князьям. Потомство князей Стародубских тоже делилось и получало свои фамилии не по уделам, а по прозваниям. Родоначальником Гагариных считается князь Михаил Голибесовский, старший сын которого Василий Михайлович прозывался «Гагара». Это прозвище перешло и на его братьев. Их потомство и поныне носит фамилию князей Гагариных.
Князь Юрий Гагарин родился в 1846 году в Одессе. Он был четвертым сыном действительного статского советника князя Евгения Гагарина и его жены Марии Александровны, урожденной Стурдза, происходившей из известного  молдавского рода.
Юрий Евгеньевич получил воспитание за границей в политехнических училищах в Цюрихе и Карлоруэ, где окончил полный курс инженерных наук. Позже он участвовал в заседаниях комиссии при Одесском градоначальстве по устройству карантина и освещению в Одесском порту. На гражданской службе, подобно отцу, дослужился до генеральского чина - действительного статского советника.
С 1883 года суда Гагарина выходят на за-граничную линию и устанавливают экономические связи с портами Болгарии и Румынии. Через три года Юрий Евгеньевич становится Главным директором - распорядителем «Общества Черноморско-Дунайского пароходства», где успешно осуществляет свою деятельность до 1903 г. В 1889 году журнал «Морской флот» писал: «Число пароходов князя Гагарина увеличилось до 8, из них два («Ольга»          и «Измаил») совершают рейсы из Одессы в русские порты на Дунае, а «Русь» и «Болгария» - в болгарские, румынские и сербские порты,   остальные четыре парохода - «Сербия», «Черногория», «Граф Игнатьев» и «Румыния» предназначены исключительно для речного плавания».
В 1891 г. созданное князем Юрием Гагариным пароходство переросло в крупную судоходную компанию и доказало выгодность перевозок и торговли на Дунае. Умер князь           18 февраля 1905 году в Одессе. Брак его был бездетным.
Но пароходство, имевшее частный статус, оперировало в основном средствами казны, что требовало дотаций от государства. И вместе с этим конкуренция с иностранными судоходными компаниями постепенно разоряла Общество Черноморского Дунайского пароходства. И потому Российское правительство выкупает имущество Общества и 10 марта 1903 года создает на Дунае Русское Дунайское пароходство.
Это предприятие действовало вплоть до 1918 года – времени оккупации территории Бессарабии Королевской Румынией. И лишь после длительного перерыва пароходство вновь начало свою деятельность на Дунае уже после освобождения нашей территории от немецко-румынских захватчиков в августе 1944 года. Управление Советского Дунайского пароходства было организовано 14 октября 1944 года. Еще шла война, а по Дунаю из Рени и Измаила отправлялись «хлебные караваны» для югославских партизан.
В конце 50-х годов суда Советского Дунайского пароходства вышли за пределы Европы. «Кременец» и «Заярск» стали первыми теплоходами, открывшими дунайско-морское сообщение.

Стелу создали
и установили
за два месяца
Разработчиком проекта памятного знака был заместитель начальника СДП по развитию и капитальному строительству Евгений Князев. Евгений Александрович рассказал, как рождался памятный знак на набережной Дуная.
- Инициатором установки стелы был начальник Советского Дунайского пароходства Виктор Пилипенко. По документам мы определили, что в 1983 году исполнялось 100 лет с начала судоходства на Дунае, организованного русским пароходным обществом. В советское время было распространено открытие памятных знаков к определенным датам. Шел 1983 год, я разработал проект, мы изготовили и установили объект в течение 2 месяцев.
В этом деле важно было принять инженерное решение: стела была высотой пять с половиной метров в сейсмичном районе (до 7 баллов). Над самим проектом я размышлял вечерами, рисуя различные фигуры. Исходил из того, что наши грузопотоки шли вверх до самых истоков Дуная и назад. Так появилась мысль сделать сооружение в виде остова корабля с парусами, символизировавшего движение вверх и вниз. Потом проект дополнили логотипом Дунайского пароходства в виде штурвала.
Соавтором разработки была архитектор Татьяна Матюшова, сотрудница конструкторского бюро пароходства. Конструкторским бюро был подготовлен план установки памятника. Место для стелы выбрали в районе морвокзала, откуда она открывалась проходившим судам. Начальник пароходства одобрил проект, свое согласие дал и первый секретарь горкома партии Олег Афонин.
Изготовили железобетонную конструкцию на нашей производственно-строительной базе. При заливке основания обшивку сделали из досок, чтобы имитировать рельеф бортов судна.
Открывали памятник в ноябре. В Измаил приехали министр Морского флота СССР     Тимофей Гуженко, заместитель председателя Совета Министров Украины Константин Масик. Уже после на стеле установили медную табличку с указанием, что при открытии памятника присутствовал министр Морского Флота СССР. Табличка продержалась недолго, ее сняли в начале 90-х годов.
Хочу отметить, что приблизительно до 1995 года за памятным знаком следило пароходство. А сейчас он разрушается. Я считаю, что необходимо закрепить за ним ответственное предприятие, например, порт. А ремонт можно сделать элементарный - хотя бы восстановить плитку, не говоря обо всем другом.

Маленький корабль на набережной морвокзала способен поведать приходящим на причал богатейшую историю зарождения и развития экономической глыбы в нашем регионе – Дунайского пароходства. Что кривить душой, сегодня пароходство переживает не лучшие дни. Но, будем надеяться, все еще переменится, и ветер надежды наполнит паруса знаменитого предприятия.
P.S. Редакция ИД “Курьер” благодарит сотрудников музея УДП за помощь в подготовке публикации.

Источник :izmail.es



Загрузка...